Поучение в неделю о расслабленном

Если считать, что история человечества – это история жизни каждого конкретного человека живущего на земле, а история жизни человека – это история его болезней, то, безусловно, можно сделать вывод, что история человечества в некотором смысле – это среди всего прочего история развития болезней человечества. После грехопадения первых людей, Адама и Евы, в человеческий род вошли смертность, тленность и страстность. Об этом пишет святой Максим Исповедник. Он открыл нам это потому, что для нас самих это неочевидно. Для того, чтобы увидеть в себе тленность, нужно ее осознать. Но мы же сами очень редко способны признать, что стареем и меняемся в худшую сторону. Для того, чтобы на личном опыте узнать смертность – надо самому умереть. Для того, чтобы почувствовать в себе страстность – надо самому стать святым. Вот поэтому, все эти вещи для нас не всегда очевидны, по крайне мере – не всем. Скажу больше. Поскольку собственные тленность, смертность и страстность нам неприятны, мы на подсознательном уровне часто стараемся их отгонять от себя как можно дальше, словно к нам эти не имеет никакого отношения. Смерть это то, что случается с другими, не так ли?

Милостью Божией, дорогие братья и сестры, мы с вами удостоились дожить уже и до третьей недели после Пасхи. Поскольку в церковном исчислении недель после праздника Воскресения Господня, учитывается и сам день святой Пасхи, то сегодняшний воскресный день в православной традиции называют, соответственно, уже четвертой неделей, «неделей о расслабленном».

Сегодня во всех православных храмах мира читают 14-ое зачало Евангелия от Иоанна, что соответствует началу пятой главы (стихи 1-15). Обязательно посмотрите ее дома, как только будет возможность. Кстати, так мы должны делать постоянно, если еще не перед самой службой, так после нее, чтобы лучше закрепить услышанное и, возможно, увидеть Евангельское повествование во всей его глубине, и в правильном толковании. Потому, что не всякое толкование полезно, а только то, которые состоит в полном согласии с учением Церкви, потому что учение Церкви и Евангелие, в действительности, – это одно и то же.

Например, у сектантов, обычно, та же Библия что и у нас, но понимают и толкуют они ее как хотят. От этого они постоянно ошибаются и делятся между собой, чаще всего по причине различной догматики, то есть, разности вероучений: здесь налицо безусловное дьявольское участие. А вот православные, если и любят разделяться, так делают это по личной слабости – не через разницу в вероучении, а потому что хотят быть везде первыми. Они понимают, что быть священником лучше, чем диаконом, а епископом лучше, чем протоиереем. И уж, безусловно, архиепископом быть лучше, чем епископом, а патриархом гораздо лучше, чем митрополитом. Это все исключительно человеческие слабости, а догматы веры у нас не зыблемы. По крайней мере, с 787 года – времени последнего Вселенского Собора.

Поэтому повторю: Библию надо читать и изучать именно в той среде, в которой она была написана. Такой средой для Священного Писания сегодня является исключительно Православная Церковь Христова: Единая, Святая, Соборная и Апостольская.

Вот поэтому, сегодня я предлагаю разделить наш разговор на две части. В первой мы с вами сделаем очень краткий экзегетический разбор Евангельського текста и лучше вчитаемся в него. А во второй части посмотрим, как приобретенное знание Слова Божия сможет нам реально разобраться в современной жизни и во всем том, что сейчас мы видим вокруг себя. На самом деле, это очень важный эпизод Евангелия, который, не смотря на всю свою лаконичность, очень глубокий по существу.

261_dionisiat (Medium)

Мы читаем историю о том, как Спаситель пришел в Иерусалим на праздник Пасхи, и возле купальни, исцелил расслабленного. Этот же фрагмент, кстати, читают еще во время чина освящения воды. Давайте ее коротко вспомним и прокомментируем, буквально каждый стих.

1. После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

«После сего» – то есть после событий, которые описаны чуть раньше, а именно идет речь об истории исцелении сына царедворца (Ин.4:46-54)

«Был праздник Иудейский». Сегодня нет единого мнения касательно того, что именно это был за праздник. Богословы, которые считают таким праздником – праздник Кущей основывают свою гипотезу на том основании, что в Библии очень часто именно этот день назывался просто «праздником». А те, которые считают, что таким днем была Пасха, делают такие выводы, изучая древнюю текстологию текста.

У некоторых современных библеистов есть мнение, что 6 и 5 главы Евангелия от Иоанна, если можно так выразиться, хронологически перепутаны. То, что написано в пятой главе происходило позднее, чем то, что в шестой. Таким образом, если события 6 главы происходят незадолго до Пасхи (Ин.6:4), то Иисус пришел в Иерусалим именно на Пасху. Тем более, что приходить в храм имели обязанностью все иудеи, живущие не дальше 25 километров от города.

Важно заметить, что Христос пришел в город один, без апостолов, которых ранее отпустил домой. Всех, кроме Иоанна Богослова, который не только описал это случай, но и буквально цитирует слова Спасителя в своем Евангелии

2. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

«Овечьи врата» – скорее всего были одними из врат, ведущих на рынок, где велась торговля живностью, среди которой были и овцы для жертвоприношений, или потому, что именно через них прогонялись овцы.
Недалеко от этих врат была расположена специальная «купальня» – бассейн, небольшой пруд, который имел пять крытых ходов, в которых лежали больные.

Святитель Иоанн Златоуст символически указывает на то, что эти «пять притворов – знак пяти болезней иудейского народа, который болел пяти чувствами: зрением, обонянием, вкусом, слухом, осязанием».
Название купальни в некоторых источниках подвергаются сомнению. Вифезда – дом милости, милосердной любви. Баркли, известный толкователь Писания, приводит еще и другой вариант названия – Вифзафа, что значит масличный дом.

3.В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4.ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Божья милость не покидала людей и во времена Ветхого Завета. Раз в году Господь исцелял тех больных, которые первыми входили в воду. Кстати, в некоторых изданиях Библии 3 и 4 стихи могут быть объединены, поскольку, скорее всего, в некоторых ранних рукописях фрагмента об ангеле не было – это интерполяция. Тем не менее, вера в ангелов – обычное дело для народов востока, и нет ничего удивительного в том, что Иоанн может цитировать давно известное предание (См. Апок.16:5)

Важно подчеркнуть, что чудеса исцеления имели место совсем не благодаря лечебным свойствам самой воды. Если бы это было не так, то от нее бы исцелялись не только один раз в год, но постоянно, и не только первый больной, но и все остальные.

5. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

Скорее всего, этого страдальца принесли к купели издалека, поскольку с ним рядом не было никого, кто мог бы вовремя окунуть его в воду. Святой Златоуст еще сравнивает 38 лет болезни этого человека со временем сорокалетнего путешествия еврейского народа по пустыне. Вспомним, что «полнолетие» еврейского мужа начинается около тридцати лет, то есть – парализованный человек вообще никогда полноценно и не жил.

6. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

Безусловно, даже милость Христа должна иметь ответ человека. Спаситель пришел спасти всех без исключения, но действительно спасутся только те, кто лично ответит на призыв Господа. С точки зрения психологии, этот вопрос был задан человеку, который уже отчаялся в возможности собственного исцеления, поскольку, по его мнению, единственным способом исцелиться было как-то попасть в воду. Но и этот способ был для него нереален.

7. Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

Из этих слов становиться понятно, что сам больной не узнал в Иисусе Христе Спасителя, а общался с ним как с обычным, но очень добрым человеком, который даже тем что заговорил с ним, уже одним этим явил ему свою любовь и сострадание.

8. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

Спаситель наш Иисус Христос, Творец неба и земли – Господин всего сущего. Господин субботы. Он просто предлагает человеку встать из земли, взять свою постель – неудобные и грязные носилки, и идти домой. Исцеление от страшной и мучительной болезни произошло мгновенно.

10. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

«Иудеями» святой Евангелист называет фарисеев, саддукеев, иудейских священников и всех тех, кто с самого начала составлял группу враждебно настроенную к Спасителю. Они стали свидетелями настоящего чуда, при этом совсем не обратив внимание на то, что буквально на их глазах у этого человека началась новая жизнь. Почти долгих сорок лет они видели его каждый день возле купальни, и наверняка хорошо знали историю его жизни. Но единственное, что они ему сказали это был укор – нельзя в субботу брать постель – это нарушение закона!

11. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

Нам сегодня сложно даже представить, что на самом деле мог почувствовать человек, который после встречи со Спасителем, моментально получил новую жизнь. Когда мы болеем, то наша болезнь постепенно приходит и уходит. Момент, после которого мы исцеляемся, обычно, нам не понятный. А здесь был чудесный случай, который не оставлял вариантов: это был действительно Человек Божий, который может все. И если Он имел право и силу поднять из постели тяжелобольного человека, значит он имел право и силу сказать, чтобы больной встал и взял свою постель.

12. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

Дальше фарисеи спрашивают исцеленного, словно стараясь съязвить и унизить Спасителя: кто «Тот Человек», который заставил его нарушить Закон? При этмоу словно не понимая, что никакой обычный человек на такое чудо не способен.

13. Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

Да, больной раньше не слышал об Иисусе, поэтому даже при всем желании не смог ничего рассказать о Нем книжникам и фарисеям. Тем более, он не смог на Него и указать, поскольку Иисус, не желая обращать на себя внимание, быстро ушел.

14. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

Нет ничего удивительного в том, что исцеленный человек, потрясенный личной встречей с Богом, и исцелением от недуга, сразу бежит в храм, поблагодарить Его за милость и любовь. Там он еще раз встречает своего Спасителя. Тот напоминает ему о том, чтобы на будущее тот вел правильную жизнь и не больше не грешил, «чтобы не случилось еще хуже». В этом стихе отчетливо выражается мысль о том, что очень часто наши физические недуги и болезни – являются следствием наших грехов. Обратите внимание, что этот человек всю жизнь был расслабленным – то есть парализованным. Но, даже в этом состоянии был способен грешить.

15. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Скорее всего, он дальше расспрашивал всех, о своем Великом Чудотворце. И узнав Его имя, сразу начал проповедовать всем о Нем. Он думал, что после того, как откроет имя врагам Иисуса, то этим сразу изменит их мнение о Нем. Но это еще больше распалил их злобу. Фарисейство показало свое настоящее лицо. Они стали гнать Иисуса, и искали убить Его «за то, что Он делает такие дела в субботу» (Ин.5:16)

Когда читаешь Священное Писание, особенно историю земной жизни Спасителя, не можешь не удивляться тому безразличию, которым его встретило человечество. К людям пришел Сам Бог, но поскольку он не имел соответствующего Богу имиджа – (по-английски – картинки), серьезно Его мало кто воспринимал. Ну, подумаешь: реформатор, бунтарь, лжепророк, сын плотника. Да таких персонажей всегда было достаточно! Так думали раньше.

А сегодня, уже «задним числом» кажется, что если бы мы жили в Его время, или Он жил бы в наше, мы наверняка поступали с Ним совершенно не так. Мы точно бы не струсили, и не сбежали, смотря на то, как над Ним издеваются, бьют и распинают.

  • Мы бы не хотели спать, когда Он за нас молился.
  • Мы бы не забыли, как на наших глазах он умножал хлеб и рыбу, а воду претворил в вино.
  • Нам непонятно даже не всегда достаточно корректное поведение апостолов, не то, что фарисеев и книжников!
  • Это мы с вами на последние деньги накупили бы драгоценного мира, которое возлили бы на Спасителя, а своими волосами вытерли бы Ему ноги, не переставая целовать.
  • Это мы именно мы не отреклись бы от Христа, как это сделал Симон-Петр, прежде чем пропоет петух, а вместе с Иоанном Богословом и женами-мироносицами были бы с Ним до самой Голгофы.
  • Да что там до Голгофы! Мы наверняка захотели бы тогда умереть вместе с Ним, а еще лучше вместо Него!

Нам кажется, что сегодня были бы совершенно другими!

Думать так, конечно, очень благородно. Но, мы с вами должны понимать, что в действительности такие мысли являются самым настоящим самообманом, или как говорили святые отцы – мнением, или прелестью. Если кто-то считает, что он лучший богослов, чем книжники, или более благочестивый верующий, чем фарисеи – он очень далек от реальности. Это были действительно лучшие люди своего времени. И главная их проблема состояла не в том, что они делали свою роботу плохо. Они ее делали безупречно. Вся проблема была в том, что скрупулезно исполняя все указания собственной храмовой традиции, эти люди буквально забыли о том, ради чего они это все делают. Ведь и правда, мало знать наизусть все пророчества о Христе. Нужно использовать их в реальной жизни: когда Он пришел в мир – именно книжники и фарисеи должны были узнать Его первыми.

Не узнать Мессию могли неграмотные рыбаки или, даже, вся городская толпа. Парадокс: те люди, которые отвечают за отношения с Богом, первыми Его же и проигнорировали! Они настолько увлеклись средствами, что проигнорировали цель. Им Бог был уже не нужен. Им стало важно, что можно делать в субботу, а что нельзя. Если не смотреть на себя критически, такое может случиться с каждым из нас. Потому, что вначале между настоящей верой и фарисейством очень тонкая грань, почти неуловимая. Еще сегодня утром ты был порядочным человеком, которому можно было доверять, а уже завтра ты будешь готов «ради Бога», ради «каноничности и благодатности» убивать всех, кто с тобой не согласен, или не настолько умен или праведен как ты ожидаешь.

Внутри нас может годами жить дьявол, и то, что вместе с ним посещаем храм Божий, его совсем не пугает, а еще больше веселит. Очень часто он не воспринимает нашу духовную жизнь, потому, что то, что мы называем собственной духовной жизнью будет честнее назвать, если не духовной смертью, так духовной пассивностью и безразличием. Я хочу проиллюстрировать это одним длинным примером. Сразу прошу прощения за то, что он длинны – это и вправду необходимо и важно.

Недавно в Одессе произошел ужасный случай. Там заживо сгорели почти пять десятков людей, а пострадало больше сотни. Предыстория этого происшествия довольно банальна. Сторонники «Новороссии», Кремля, и прочей бесовщины, регулярно приходили бить местный майдан. Следует подчеркнуть, что «проукраинские силы» были люди исключительно образованные, воспитанные и интеллигентные, поэтому, беспокоясь за будущее собственной страны, не приходить они не могли, даже прекрасно осознавая тот неприятный факт, что их будут бить, а возможно даже и убивать.

Один из самых ужасных случаев такого беспредела произошел еще 19 февраля. Тогда в ответ на акцию одесситов, которые пришли к зданию облгосадминистрации, чтобы высказать свой протест против попыток силового разгона майдана, наемники с битами устроили кровавое побоище против украинцев, за которое, кстати, никто ответственности так и не понес даже и до этого времени. Хотя, есть сведения, что бандитов «на разборки» привезли на арендованных маршрутках, то есть, при желании очень легко можно узнать заказчиков и наказать виновных.

Хорошо финансированные русскими властями, некоторые местные жители, как и «гастролеры» с криминальной внешностью, отлично понимали свою задачу – создать максимум провокаций для того, чтобы обратить на внимание на прокремлевские чаяния одесситов, которых, если сказать откровенно, вообще не существует. Тем не менее, и в тот день, 2 мая, прокремлевские провокаторы, несмотря на численное превосходство украинцев – все-таки действия происходят в Украине – решают напасть на патриотично настроенную толпу, среди которой было много футбольных фанатов.

Пособники оккупантов были вооружены, и рассчитывали на то, что оружие с одной стороны, и подкупленная местная власть, и милиция, приближенная к «Партии регионов» с другой, гарантируют им достаточную защиту и тем более – безнаказанность. В тот день еще, до пожара в Доме профсоюзов, пророссийские бандиты, при абсолютном попустительстве органов правопорядка, убили четырех украинцев, трупы которых лежали в центре города под открытым небом еще некоторое время. Среди прочих способов убийства использовалось огнестрельное оружие – в буквальном смысле спрятавшись за спины сотрудников милиции, против беззащитных украинцев велся огонь на поражение.

Так вот, смысл всей этой истории состоит в том, что толпа футбольных болельщиков, защищаясь от убийц, впоследствии перешла в наступление. Вынужденные бежать, провокаторы, по команде своих лидеров, вместо того, чтобы разойтись или точнее – разбежаться по домам, почему-то забаррикадировались в местном Доме профсоюзов, где их уже ждал достаточный запас горючего. На видео с интернета хорошо видно, что перепалка между русскими и украинцами переросла в обмен коктейлями Молотова. Возникает еще один резонный вопрос: откуда бутылки с горючей смесью в здании госучреждения? Как они вообще туда попали?

Не удивительно, что неосторожное отношение с огнем очень быстро возымело фатальные, трагические последствия. Здание быстро загорелось, а под влиянием испарений неизвестных горючих смесей, больше сорока людей умерли от удушья, непонятной химии, или сгорели заживо.

Кремлевская пресса сразу же назвала это трагическое событие «бандеровской акцией» или «второй Хатынью», нарочито подчеркивая сатанинскую сущность украинцев. И уж наверняка, самым популярный словом, которым сегодня будут пугать детей всей Российской Федерации, после 2 мая будет слово «националист».

В русской прессе никто не вспомнит о том, что украинцы не хотели смертей, а старались делать все, чтобы жертв не было. Они действительно спасали всех, кому можно было предоставить хоть какую-то помощь. Этому есть документальные подтверждения.

Никто не вспомнит, что люди, погибшие в одесском Доме профсоюзов, – самые настоящие бандиты и наемники, на руках которых была кровь своих же соотечественников, возможно даже соседей или родственников. Этому тоже есть документальное подтверждение.

Не наше дело их судить – это прерогатива Бога, но наше дело все-таки называть белое белым, а черное – черным. Библия говорит о том, что «кто возьмет меч, от меча и погибнет». Поэтому, братья и сестры, будем внимательны к своим поступкам, потому, что и добро, и зло к нам обязательно возвращаются.

Я рассказал эту историю потому, что она в духовном смысле очень похожа, и в некотором смысле даже имеет отношение к нынешнему Евангелию. Фарисеи и книжки видели в чудесной и совершенно удивительной истории исцеления парализованного только то, что хотели видеть. Когда Спаситель исцелил человека, который почти сорок лет лежал больным, они не увидели его радости в глазах, и уж точно не радовались вместе с ним. Они наоборот – еще и укоряли его за то, что он взял свои носилки в субботу, и нес домой! Точно так же поступают люди, которые сегодня укоряют украинцев в национализме. Но, постойте! А разве существует человек без национальности? Разве преданность собственной земле и своему народу вообще может быть пороком или грехом? Разве, факт измены Родины больше не считается одним из самых ужасных преступлений, на который только способен человек?

Но мир нашего соседа – это мир зеркального отражения реальности. Почти все, что они называют добром – таит в себе зло. Все что там хвалят – достойно порицания. Все что порицают – достойно восхищений и всяческого внимания. Мир Путина – это мир написанный Оруэллом. Это мир абсурда и сюрреализма, умноженного на дикость, тупость, тотальное зомбирование и деградацию в масштабах целой страны.

После того, как Россия «отжала» в Украины Крым, большая группа журналистов получили из рук своего президента высшие правительственные награды РФ. Журналисты своей ложью делали тоже самое, что делают одетые в военную форму бандиты. Это правда – обычное дело для порядочного человека, в т.ч. журналиста. А вот за ложь, тем более, настолько изощренную и массовую, следует награждать особо! Ложь стала официальной идеологией России.

И вот, эти люди называют нашу законную власть – хунтой, очевидно, все еще воспринимают Януковича легитимным президентом Украины. То есть, преступника номер один, который разграбил страну и довел ее до войны, и разгула бандитизма, они считают законным. А власть народа, пример настоящей демократии, считают «киевскими бандитами», словно существующая власть была исключительно региональным проектом, болезненной фантазией одной Киевской области, а не всей Украины. Разве это не напоминает историю царя Ирода, который старался убить, физически уничтожить каждого, кто может помешать его славе и власти? Он, даже зная то, что Спаситель действительно человек от Бога решил убить всех младенцев, чтобы не ошибиться!

Сегодня Евангелие нас учит не быть фарисеем: видеть главное, и отличать его от второстепенного. Безусловно, и в книжников, и в фарисеев, и даже в священников были свои мотивы поступать с Христом так, как они поступали. Они считали, что изолируя Спасителя, а потом, даже убив Его на кресте, они делают огромную услугу самому Богу. По крайне мере, их книги и традиция с богохульниками и нарушителями Закона советовали поступать именно так. Но существовало одно исключенье. Эти правила не действовали, если к ним действительно придет Мессия! Вот Он пришел, а Его не узнали. Все, что эти люди так скрупулезно изучали и зазубривали, им не пригодилось! Целые столетия и тысячелетия они занимались совсем не тем, что им действительно было надо!

Впрочем, это дало им возможность усовершенствоваться в делах гордыни, хитрости и злобы в отношении тех, кто был ниже их по статусу. А ниже по статусу, как известно, у них были все остальные жители земли. Обратите внимание на следующую аналогию из нашей современной жизни. Подобно тому, как фарисеи и священники убивали Христа не собственными руками, а использовали для провокаций слепую толпу, в наше время уже Кремлевская синагога распинает Украину с помощью точно таких же слепых безумцев, которые сами даже не понимают что делают.

Как те кричали Пилату «распни Его, кровь Его на нас, и наших детях», так и те, готовы грабить и убивать «ради спокойствия и стабильности в стране» и тем же просят Путина распять Украину. Какой ужас и глубина не только духовного, но даже нравственного падения! Конечно, ни Кайяфа, ни Пилат, ни целый сонм книжников и фарисеев, собственноручно гвоздей не прибивали. Вот Пилат даже руки умыл даже в прямом смысле. Ну, и что? Путин вот тоже красиво говорит – а быдло всему верит и радуется. Я не хочу специально обижать этих людей. Но, честно говоря, постоянно смотря новости, я все больше сомневаюсь, что это нормальные, адекватные люди, которые отдают себе отчет в том, что они делают.

Почему я так думаю? Приведу всего два примера, в которых мы почти не встретим логики. Вот первый. Представители т.н. «Донецкой народной республики» не признают действующую власть на том основании, что она «самопровозглашенная» и возникла в результате «военного» переворота. Стоп. А теперь у меня вопрос к фанатам т.н. «ДНР»: скажите, пожалуйста, на каком основании вы решили, что теперь вам можно от имени народа Украины себе тоже что-то провозглашать? Если быть до конца откровенным, то ведь именно то, что у вас сейчас происходит и можно называется хунтой. Но, чтобы это понимать, нужно уметь думать.

Второй пример еще более абсурдный по своей сути. Голосование за независимость «ДНР» в самой Москве. Мне даже сложно это как-то комментировать. В жизни маньяка и убийцы Андрея Чикатило был похожий случай. Однажды он решил убить молодую женщину. Но, не успев напасть на девушку, он сильно растерялся, поскольку она первая на него набросилась. Конечно, он и ее потом тоже убил. Ведь он маньяк. Но дело не в этом. Даже если мы поверим в то, что честные выборы в России вообще возможны, что на избирательные участки пришли люди с правом голоса (кстати, откуда их столько в Москве, и кто контролирует этот процесс?), то наверняка поверить в то, что все 120% хотят смерти Украине, было бы совсем глупо. Особенно, если учесть, что среди украинцев России есть огромное количество совестливых, честных и порядочных людей, которым не безразлично будущее собственной родины. Какой умный и вменяемый человек сам подпишет себе приговор? Разве что та девушка, которая предложила себя маньяку и убийце.

Как видим, изучения Священного Писания, даже в таких небольших количествах как это делаем мы, дает возможность лучше понимать не только древнюю библейскую историю, но даже и события наших дней. Это только ограниченным людям Библия кажется мертвой книгой. А для нас – православных христиан – это книга нашей собственной жизни. Помоги нам, Господи, не только чаще ее читать, но и делать правильные выводы, исправляя и упорядочивая свою жизнь согласно Святому Евангелию. Аминь!

Христос Воскрес!

Знайшли помилку – виділіть фрагмент та натисніть Ctrl+Enter. Якщо хочете допомогти проекту – натисніть це посилання.