На Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – особенный праздник. Мы раньше уже говорили с вами о том, что нельзя считать один православный праздник выше или лучше другого. Все они являют собой онтологически и логическую законченную, целостную цепочку литургического года нашей Церкви. Поэтому, как мне кажется, сейчас очень важно поговорить не о том, чем этот день лучше, выше или «святее» другого, но чем он принципиально отличается от других, чем он особенный. С другой стороны, допустив мысль о том, что среди православных праздников есть особенно «большие», мы вынуждены будем прийти к выводу, что среди них есть и «меньшие». Но так думать, конечно, не правильно. Даже «не двунадесятые» праздники – очень важны и нужны, и установлены Церковью для нашей с вами пользы.

Православный календарь, несмотря на всю свою условность, – достаточно монолитная и законченная вещь, которую можно сравнить разве что с живым организмом. Разве мы можем просто так отдать даже один свой зуб, при этом, не навредив себе? Нет, конечно. Беззубые люди неправильно питаются, у них возникают проблемы пищеварения, от чего они толстеют, увеличивается нагрузка на сердце и организм в целом. Если не работать над собой, и совсем не обращать на это внимание, то люди конечно, потеряв зуб, сразу не умирают, но, безусловно, живут гораздо меньше или менее качественно, чем здоровые. Вот точно так же и церковные дни и праздники. Среди нет более важных или менее значительных. Условно их «Типикон» как-то разделяет на «большие», «средние» и «малые», но я прошу вас помнить, все эти разделения достаточно искусственны. Они нужны только для формирования шаблона суточных богослужений конкретного дня. А каждое воскресное богослужение у нас все равно Малая Пасха. И не прийти в храм на Пасху, пускай даже Малую, это значит – сознательно причинить себе увечье, ущерб.

Главная особенность нашей религиозной жизни состоит, или по крайней мене должна состоять, в том, что только Христос может подарить нам все самое важное и главное, чего мы самостоятельно приобрести не можем, даже если этого очень хотим и сильно стараемся. Единственное, что мы можем сделать – это обратиться к Нему за помощью! И пока православные и протестанты спорят между собой о том, чем именно спасается человек: верой или делами, мы должны трезво себя оценить и наконец-то осознать, что у нас с вами, на самом деле, толком нету ни первого, ни второго! Конечно, мы что-то пытаемся делать, хотим верить больше и лучше. Некоторые из нас даже как-то стараются, но эти попытки всегда комичны, и больше напоминают не триумфальную победу гладиатора в Колизее, а попытку барона Мюнхгаузена вытянуть себя из болота за собственные волосы. Мы должны осознать, что спасение с нами случиться, только когда мы признаем, что только Бог Православной Церкви – Бог Спаситель.

Вообще, это тема совершенно другого разговора, но в общих чертах скажу так. Каждая Церковь и религиозная организация представляет людям Бога исключительно своей конфессии. На самом деле, человеческие представления о Боге и «богах» очень разные. Обычно люди наделяют своего личного «бога» желаемыми качествами, по крайне мере такими, которые они потом сами смогут принять. А вот в Православии  совсем не так. У нас Бог  – другой. Мы не наделяем Его нужными и выгодными нам свойствами. Мы сами стараемся опытно узнать о Нем как можно больше, и принимаем таким, каким Он в действительности есть. Вот поэтому, мы принимаем существование ада, даже если идея вечных мук нам не нравится. Мы не верим в чистилище, даже если это по-сути и неплохая идея, выгодная и удобная. Вот поэтому, мы поклоняемся иконам, используем кадило и кропило, даже если практический смысл этого не всегда понятен большинству из вас.

___20110408_2039007446 (Medium)

Так вот, главный «секрет» нашего спасения состоит в том, что спасти нас может только жизнь за правилами Православной Церкви. Это самый трудный путь, на который только может решиться человек. Он настолько трудный, что сегодня мы встречаем миллионы людей, которые согласны на все что угодно, только чтобы не стать православными, даже из духовенства! Некоторые, чтобы не думать о душе, думают о деньгах. Некоторые о мирской славе. Некоторые о собственном теле, и как ему лучше угодить. Некоторые идут в «приятные» религии, где под видом Христа поклоняются бесам. Безусловно, Иисус Христос, которого мы встречаем на богослужениях Великого поста и Страсной седмицы – совершенно не тот слащавый и удобный Христос, о котором поют харизматы под рок музыку, или иеговисты под магнитофонную пленку. Это принципиально разные личности!

Конечно, мне сейчас очень сложно сформулировать убедительный довод, почему именно спасает только «православный» Христос. Но вы должны понимать, что существуют вещи, которые нельзя описать словами. Как рассказать слепому, чем отличается красный цвет от синего, а зеленый от розового? Рассказать это невозможно, хотя эта разница, безусловно, существует. В любом случае Христос тождествен Своей Церкви. А «Христос» любой секты тождественен только своему создателю и адептам.

Святые Отцы учат, что если бы все человечество после грехопадения составляло всего лишь одного человека, и этим человеком были именно вы, Спаситель все равно пришел бы и умер ради вас лично. Ради вас – одного человека на земле Бог готов был пострадать – дал бы себя оклеветать, побить и в конце концов пронес Свой Крест на Голгофу, где разрешил Себя распять! Собственно, в этом и состоит тайна спасения людей, что Иисус действительно умер не ради всех вместе, а ради каждого по отдельности, и в первую очередь – конкретно ради вас! И вот, наш церковный год, день за днем и месяц за месяцем рассказывает о том, как Бог совершает это спасение в конкретных исторических условиях. То есть, любая история двунадесятых праздников – это история не только о том, что произошло с Христом или Богородицей, или святыми угодниками, но история о том, как Бог спасает человека от власти греха и смерти. История двунадесятых праздников – это история того, что делает Бог для вас, чтобы вы имели возможность полноценной жизни и сейчас, и после физической смерти.

Каждый праздник – особенно двунадесятый – это история о том, как люди и Бог учатся взаимодействовать друг с другом. Языком богословия это сотрудничество имеет даже особый термин – синергия. Этот термин описывает единство человеческой воли и Божьей благодати на пути спасения и обожения человека. Святой Макарий Великий описывает это на примере матери и младенца. Ребенок, не умеющий даже еще ходить, а только кричать, лепетать и плакать, может только показать, как умеет, что хочет к своей матери. И уже родительница, радуясь такому желанию младенца, сама подходит к нему и нежно берет его к себе на руки. Точно так же и полноценные отношения человека и Бога – это их постоянная личная встреча и сотрудничество.

Безусловно, наши храмовые богослужения это очень важный этап таких отношений. Но мы должны, также, осознавать всю значительность своего христианского опыта и вне стен храма. Нельзя быть верующим только в двунадесятые праздники. Нельзя любить Бога только по праздникам, а бесов – по будням. Детьми Божьими нас делает не церковность сама по себе, а исполнение воли Господней в тех условиях, которые у нас есть.

Вчера мы с вами вспоминали духовный подвиг преподобной Марии Египетской. Из ее жития мы можем сделать вывод, что в храме она была раза два, не больше. Но это не помешало ей стать величайшей святой. Конечно, это совершенно не означает, что и нам с вами посещать храмы не следует. Мать Мария взяла на себя гораздо больший подвиг, который в наше время даже невозможно себе представить – она всю свою пустыню сделала храмом. Я говорю лишь о том, что просто посещать культовые учреждения – недостаточно. Надо оставаться христианином даже после того, как мы выйдем за порог храма.

И еще они важный эпизод, который всегда для меня был очень важен. В Православной Церкви существует особый тип икон, т.н. житийные иконы, на которых кроме лика святого, вокруг образа запечатлены эпизоды из его жизни. Так вот. Существует достаточно древняя традиция изображать святую Марию без нимба, или с черным, или пустым нимбом до времени, пока она из рук старца Зосимы не примет Святое Причастие. Это очень важный нюанс! С одной стороны человек спасается не только верой, но и делами. С другой стороны – ни один человек в мире не смог бы спастись без Церкви и Святых Таинств. И это понятно. Если бы это было возможно одному – было бы возможно и всем остальным. В любом случае, спасение это не только конечный результат пути человека, но и сам путь, сам процесс сотрудничества. (1Кор.3:9).

Если помните, главное наше православное богослужение – Литургия – означает именно это: «общее дело». Имеется в виду, конечно, общее дело – собрания верующих христиан. Но, при этом не стоит забывать и то, что Литургия это не в последнюю очередь сотрудничество и «общее дело» Бога и человека. В этом смысле нет ничего важнее Литургии. Тот человек, который не принимает участия в Евхаристии – спастись не может. Об этом нас предупреждал еще Сам Спаситель. Хорошая аналогия, как мне кажется, сравнение с лекарством. Врач, выписывая нам лекарство, наверняка хочет нашего скорейшего выздоровления. Но если мы не будем его принимать – можем еще больше «запустить» свою болезнь. Одного желание врача, чтобы мы стали здоровы мало. Нужны еще наше доверие и желание сотрудничать с ним.

Как вы поняли, я не хочу сейчас подробно останавливаться на истории Благовещения. Ее сегодня знают даже дети. Я хочу обратить ваше внимание на то, как нынешний праздник тесно связан с историей нашего личного спасения. Если вы выдели иконы или даже милые детские картинки, посвященные Благовещению, наверняка обратили внимание на то, что там обычно присутствуют только два персонажа: Дева Мария и Архангел. Исторически это и в правду, так и было. Но вот духовно, если смотреть на икону с позиции верующего человека, нужно учесть еще несколько важных нюансов. Во-первых, мы должны понимать, что сразу после разговора с архангелом произошло то, что мы называем беременностью.

Как только Мария дала свое согласие, наитием Святого Духа произошло непонятное и необъяснимое человеческому разуму боговоплощение. Дева, девушка, да что там говорить – девочка, которая никогда не была в близости с мужчиной, зачала ребенка от Бога. Именно в этот момент, всегда существовавший Логос – Бог-Слово получил свое начало как человек. Так, что если вы считаете, что Благовещение это только праздник встречи Марии и архистратига Гавриила – вы немного ошибаетесь. Главное здесь не сама встреча, и даже не смиренный разговор девицы, а то что произошло после. А после, ровно через 9 месяцев, мир увидит на небосклоне Вифлеемскую звезду…

Вот о чем, на самом деле, нынешний праздник! Он не лучше и не хуже других, он – особый. Он начинает цепочку праздников в честь Спасителя, одновременно являясь и Богородичным праздником, и первым в честь Спасителя – Господским. Кстати, православная иконописная традиция об этом говорит очень тихо и нежно, буквально намеком. Изображая Богородицу во время встречи прядущей, у нее в руках может изображаться моток ниток, которые символически являют собой образ зачатия. И так множество нитей составляют цельный кусок материи, так и Благовещение является символом рождения и формирования тела Богочеловека в утробе Девы.

Часто можно услышать от протестантов или сектантов о том, что Мария была обычной девушкой, или даже женщиной. В некотором смысле она действительно была обычной, по крайней мере, в том, что изначально имела те же возможности служить Богу, что и все остальные девушки земли. Но, в отличие от всех остальных женщин и мужчин земли, свои лучшие качества она не только не растратила, не обменяла на «более выгодные» и «популярные», но и существенно их преумножила. Смирение, чистота, целомудрие, вера, надежда, любовь… Где сейчас найти таких девушек, чтобы могли этим похвастаться? Конечно, я не говорю что нет порядочных молодых людей. Конечно, они есть. Но, скорее всего, их не просто катастрофически мало, но еще качество их свойств даже у тех кто есть, невозможно сравнить с тем, что были у Марии из Назарета. Мария не случайно чтится Церковью как Та, что была от рождения, и поныне остается: «честнее от Херувимов, и даже без всякого сравнения с Серафимами». Насколько нам хватит нашей детской чистоты и праведности? К 10 годам современные девочки уже представляют собой настоящий и взрослый клубок страстей. Они стараются жить как живут их родители, одеваются так же, думают так же! Очень часто в совершенно приличных семьях дети ведут себя словно это прожженные жизнью сорокалетние девицы, или только что освободившиеся из мест заключения парни. В недоумении хочется спросить, дети, откуда у вас все это?

Чем больше смотришь по сторонам, тем больше убеждаешься в том, что, сегодня как никогда, нам нужен пример Богородицы. Вот кто действительно сможет изменить ход человеческой истории, исправить все, что еще возможно в ней исправить. Древним христианским символом Девы Марии был цветок лилии. Этот цветок – символ целомудрия и чистоты. Не только физического целомудрия, но и самого главного – духовного и душевного. Целомудрие – это мудрая целостность человека. Какой это сегодня дефицит! Сегодня в мире нет такой вещи, которую нельзя было бы купить, достать или подделать. Кроме святости и чистоты. Ее не купишь за деньги, и не подделаешь, если у вас этого нет изначально.

Поэтому я, искренне поздравляя всех нас с великим двунадесятым праздником Церкви, искренне желаю всем нам почувствовать в нем руку, протянутую Спасителем к каждому из нас. Благовещение это праздник христианской надежды. Это не просто декларация о намерениях Бога спасти нас. Это уже начало самого спасения! И насколько оно будет успешным – сегодня зависит только лично от нас. Бог свою часть работы уже сделал! Осталось нам искренне обратиться к Нему за помощью. Боже милостив будь ко мне, грешнику! Пресвятая Богородице, спаси меня!

Знайшли помилку – виділіть фрагмент та натисніть Ctrl+Enter. Якщо хочете допомогти проекту – натисніть це посилання.