На праздник Входа Господня в Иерусалим

Некоторые люди, когда хотят унизить институт Церкви, всегда показательно подчеркивают, что для них вера и религия – это понятия не всегда идентичны. То есть, в Бога они, конечно, верят, но вот традиционные способы поклонения для них совершенно не приемлемы. В первую очередь потому, что в Церкви работают очень плохие священники, которые уж никак не имеют права учить жизни других. Ну, а во-вторых, все эти церковные догмы ужасно устарели, и быть консерватором в вопросах морали в 21 веке может только слепой безумец. Ничего на месте не стоит, как-то растет, изменяется, совершенствуется. Почему же Церкви, и вправду, нельзя шагать «в ногу со временем», полюбить гомосексуалистов, или разрешить аборты, если в некоторых случаях это действительно выход из ситуации? Почему бы Ей не благословлять разводы или «гражданские браки»?

Давайте поговорим об этом. На самом деле, и по смыслу, и этимологически, между словами «вера» и «религия» – нет никакой разницы. «Вера» – это наши личные взаимоотношения с Богом. А «религия» – от латинского слова – религаре – связь, то есть, та же самая связь человека и Бога. Попытка привнести в понимание этого слова совершенно другой смысл, исказить его – достаточно предвзята и нечистоплотна. То есть, люди, которые обвиняют священнослужителей в непорядочности, сами, уже изначально используют в своей риторике подтасовку и ложь. Впрочем, не будем цепляться к словам, а идем дальше.

Существуют ли идеальные священники? Конечно же существуют! Некоторых я даже знаю лично. Существуют ли плохие пастыри? Безусловно, и такие тоже у нас есть. Важно понимать, что если человек хочет спастись, ему в этом не помешает даже самый плохой священник! Ему даже сатана не помешает! С другой стороны, количество негодяев среди священников или гораздо меньше, чем во всех остальных сферах деятельности человека, или как исключение – точно такое же количество, как и везде, и всегда. Люди есть люди! Священник – это не спустившийся с небес ангел, а типичный продукт своего времени и своего общества. Если он вырос среди нас, нами же был воспитан, то на какое чудо мы все время надеемся? 

И, продолжая разговор о плохих священниках, давайте вспомним самое главное. Очень часто в людях мы специально не видим, и не запоминаем ничего хорошего, только плохое. Вот поэтому, нам часто кажется, что вокруг все плохие, и особенно священники, только мы сами – без изьянов.  Обычно,  после таких мыслей от служителей в храме мы требуем гораздо больше чем сами от себя. Раз они слуги Господа, то значит и нам угождать они должны по максимуму: еще лучше и еще качественнее, чем все остальные люди. А раз не угождают, то мы и в храм ходить не будем. А зачем? Тем более,  плохого батюшку даже стоит как то проучить, намекнуть, что мы его давно «раскусили», знаем какой он на самом деле, а своим отсутствием на богослужении четко даем ему понять, что он нам не нравится, и на его месте должен быть тот, кто этого достоин. Думать так, конечно же, – грешно. А грех этот называется – гордыня.

Священники не хуже и не лучше остальных людей, услугами которых вы регулярно пользуетесь. Например, каждый день в продолжении всей своей жизни вы обращаетесь к врачам, которые сами болеют, к сапожникам, которые хотят в дешевой и некачественной обуви, еще вы постоянно встречаетесь с неграмотным учителями, или бедным работникам банка. То есть, если не говорить о предвзятости человека именно к священнослужителям, подобный вопрос вообще неактуален, и выглядит как-то нелепо.

Во-вторых, Церковь – это духовная врачебница, то есть больница, куда приходят лечиться все: и священники, и епископы, и миряне, и монахи. Было бы странно, если бы мы не встрачали там больных, а только здоровых. Другое дело, что не все люди, действительно, приходят туда лечиться. Но, тут уж кто им виноват? Более, того! Какое нам вообще дело до того, как много грешит или как спасается человек? У нас есть своя жизнь, своя душа, в которой живут свои собственные страсти и грехи! Причем, грехов очень много, а победить их очень сложно. И умному, то есть, думающему человеку, просто нет времени обращать внимание на ошибки других, осуждать их, смеяться над ними, строить в своей голове целые истории как, с кем, и каким образом кто-то грешил.  Такому человеку до чужих грехов  нет никакого дела.

Всякий “настоящий” христианин осознает свое духовное положение не просто неудовлетворительным, но вполне критическим. Он погибает. Вместо того, чтобы становиться святым, каждый новый день приносит ему новые грехи, и отдаляет от Церкви еще на несколько шагов. Представьте себе состояние человека, который спасая свою жизнь, бежит из горящего дома. Можете ли вы предположить, что в это время он будет думать о футболе, о погоде, о курсе валют, или о том, как нелепо сочетается галстук его друга с новой рубашкой. Единственное, о чем он может в это время думать по-настоящему – это исключительно о спасении собственной жизни!

Вот точно так же и все мы, в своем отношении к священнослужителям, должны быть менее эмоциональные. Когда мы садимся в автобус, планируя поездку, нам очень важно чтобы нас безопасно, быстро и удобно довезли в нужном направлении. Нас, в принципе, совершенно не интересует какой именно это шофер, сколько у него детей, на какую тему он писал докторскую диссертацию, и какую именно оперу Джакомо Пуччини он считает самой неудачной. Нам важно, чтобы он умел водить автобус, был здоров и имел соответствующие разрешения. И если мы во время вождения будем пытаться выяснять у шофера, что он ел на завтрак, какого цвета глаза у его кошки или о том, какой был у него на даче урожай огурцов в позапрошлом году – мы рискуем своей жизнью, потому что нельзя отвлекать от дороги человека. Вот точно так же и со священником. К нему надо относиться ровно, без фанатизма и без предубеждений. Если мы не будем придерживаться этого простого правила, то будем поступать именно так, как поступает человек, который своими пустыми разговорами отвлекает шофера от вождения.

56515.b

В духовном смысле мы вредим священнику и когда откровенно хвалим его, публично или в личной беседе восхищаемся им, или когда наоборот – пытаемся вывести его из себя,  провоцируем его своим недостаточно почтительным к его сану отношением. Не стоит бросаться из крайности в крайность, привнося из мира в храм свои страсти как норму. Страсти надо лечить, от них надо срочно избавляться. Но культивировать их в себе, а тем более в храме – просто ужасно. И уж тем более, нельзя придумывать себе целые истории личных взаимоотношений со священником. К священнику надо относиться как можно спокойнее и ровнее. В противном случае, у таких верующих есть риск погубить не только свою душу,  но и существенно «помочь» священнику погубить свою. Надо помнить о том, что у священника всегда достаточно много прихожан, действительно много трудных случаев, когда он должен помогать нуждающимся, а не отвлекаться на мелочи, и тем более – развлекать вас. Кто хочет развлечений – тому нужен не храм, а цирк. Постарайтесь понять о чем я говорю, и спокойно, без возмущения принять это. Если можете не обращаться к священнику – не обращайтесь.

Сегодня наша святая Церковь торжественно празднует большой христианский праздник, последний двунадесятый перед Пасхой – Вход Господний в Иерусалим. Его еще называют Неделей Ваий, или Вербным воскресеньем. В чем смысл этого праздника? Во-первых, конечно же, в том, что мы в этот день вспоминаем торжественный, и скорее всего, единственный, настолько триумфальный день земной жизни Спасителя. Я не случайно начал наш разговор об отношении верующих к священнослужителям и Церкви, потому что, как мне кажется, в наше время один из способов правильного почитания этого праздника состоит в том, что мы признавая Иисуса – Богом, должны правильно почитать и священнослужителей Его Святой Церкви. Собственно, в этом и состоит правильное понимание института православного священства и духовничества. Священник не лучше и не хуже остальных людей. Он просто другой, особый. И Дар рукоположения предал ему особенные права и обязанности для духовного руководства пасомых. Тот, кто хочет почтить Иисуса, должен почитать священнослужителей Его Церкви.

Еще я бы хотел подчеркнуть одну важную мысль, о которой часто забывают наши критики. Священник – по крайней мере, православный священник – не является посредником между Богом и людьми в онтологическом смысле слова. С точки зрения догматического богословия, таким посредником  является только Сам Богочеловек – Иисус Христос (1 Тим. 2:5). Каждый верующий человек должен понимать, что в духовном смысле между ним и Богом не стоит никто и ничто, кроме греха. Конечно, в физическом, видимом нам мире, священник действительно может выглядеть неким посредником (в славянском переводе Библии точнее – “ходатай”). Но это не совсем точное определение. Священник – это гид человека к Богу, он – свидетель, помощник в нашей духовной жизни. Все что он делает – он делает не собственными силами, а силой благодати Святого Духа, которая почивает на нем после хиротонии. Собственно, потому и наша Церковь всегда Свята, что даже когда ее составляют грешники, невидимым образом, прежде всего в Таинствах, Она непрестанно оживляется Святым Духом Божьим. То есть, тот, кто хочет спастись, сделать это может только в Православной Церкви. И помочь ему может только православный священник.

Евангельское чтение сегодняшнего дня (Ин.12:1-18) рассказывало о том, как люди, удивленные, и даже шокированные новостью о воскрешении Лазаря, вышли на улицу встречать Спасителя. Они кричали ему «славу», и стелили под ноги Его ослика пальмовые ветки и бросали одежду. Все просто жаждали новых чудес и впечатлений. Для них было неважно Кто это въезжает в город: царь, пророк, плотник или же простой путешественник. Им было важно, что этот человек действительно способен творить чудеса, и вот он сегодня пришел к ним в город. (Ин.12:17-18) Как знать, возможно завтра он мановением своей волшебной палочки превратит их скучную и бедную жизнь в сказку? (См.Мф.21:10-11)

Точно так же многие прихожане, впервые встречая своего нового настоятеля, готовы стелить пальмовые ветви и петь ему «осанну». Они верят в то, что вот новый человек, уже наверняка будет способен на чудеса, в отличие от всех предыдущих. Вместо ровного отношения люди жаждут, мечтают о новых впечатлениях, жаждут кем-то очароваться, что бы уже через несколько дней увидеть, что и этот священник  – такой же как и все, а через несколько месяцев убедиться, что он, оказывается,  даже еще хуже всех остальных. Будет просто отлично, если уже через год  прихожане, у него за спиной, не будут называть антихристом. В истории Спасителя все было точно так же. Сегодня ему поют «славу», а уже завтра те же самые люди будут орать перед Пилатом «Распни Его, распни» (Ин.19:15).

Какой урок мы можем сделать лично для себя? Помните, в самом начале разговора мы вспоминали о том, что многие люди не понимают и не принимают Церковь за ее «консервативность»? Так вот здесь надо подчеркнуть, что главные нравственные и духовные принципы – незыблемы. Они наши спутники в жизни навсегда. Они не меняются. Пока существуют настоящие духовность и нравственность, будет существовать сам человек. Именно благодаря «консервативности» Церкви человечество, несмотря на многочисленные и достаточно качественные попытки суицида, все еще существует на Земле. Как только мы разрешим людям убивать, они начнут это делать с огромной охотой и удовольствием. Они и так сейчас убивают, но вы только представьте, какой ужас начнется, если людей лишить всяких рамок. Идти навстречу людям – это не то же самое, что потакать их грехам и слабостям, а разрешать вести себя по скотски стоит только потому, что так принято в современном обществе.

Действительно, все меняется. Меняются внешние условия жизни, покупательная способность людей, возможности кушать лучше и больше, путешествовать дальше и быстрее, меньше работать, а больше и качественнее отдыхать. Я уже не говорю о том, что сегодня у нас есть возможность увеличить свою жизнь даже на несколько десятков лет, только следуя указаниям диетологов и священнослужителей. Тем не менее, следует заметить, что наши главные внешние изменения в жизни вызваны в первую очередь техническим прогрессом. А он, как известно, не всегда сопутствует прогрессу нравственному. Можно даже сказать, что эти вещи очень часто антагонисты – они враждуют между собой. Там, где человека заменяет машина, человек начинает деградировать. Придумали калькулятор – люди разучились считать в уме, придумали интернет и поиск – люди перестали читать книги и ходить в библиотеки. Появилась возможность бесплатно скачать чужую интеллектуальную собственность – так зачем платить деньги, если можно просто забрать это себе одним кликом мыши.

Христос Спаситель, Который сегодня въезжает в Иерусалим, едет туда не для того, чтобы показывать людям фокусы и удивлять чудесами. Он едет туда, чтобы умереть ради нас, и за нас. Уже через несколько часов эта же обезумевшая толпа будет требовать распятия своего Спасителя. Понимаете, когда все это происходило, нас с вами еще не было на земле. А вот эти безумные люди уже существовали. И когда Христос идет умирать, Он идет умирать и за них тоже, и даже за них – в   первую очередь.

Вот поэтому, сегодня я, искренне поздравляя вас с великим двунадесятым праздником, хочу попросить вас присмотреться к своей душе, своим поступкам, своим намерениям. Уже завтра начинается Страстная седмица. Это особое, глубокое и таинственное время года. Мы будем сопровождать Спасителя в Его последние дни и часы жизни. И вот поэтому сегодня все радуются и веселятся, а сам Он – плачет (Лк.19:41). Они не узнали Его. Они приняли его за совершенно другого человека. Они приняли его просто за человека! Эта дикая толпа была так ослеплена собой и собственными страстями, что перестала видеть очевидное: “Не узнал времени посещения твоего”. (Лк.19:43-44).

Я желаю всем нам, чтобы в оставшиеся дни к Пасхе, переживая страсти Христовы, мы сумели найти самих себя в этой безумной и безликой толпе, и осознать, что оставаться в ней сегодня – худший путь. Это – путь в никуда. Пока мы будем делать то, что делают все – мы не спасемся. Путь в рай – тернист, и сложен. В этом и состоит некая элитарность христианства. Это сатанистом или сектантом может быть любой сумасшедший. А вот чтобы стать верующим, причем настоящим верующим – нужно делать в жизни все так, как делал Христос. Он людям воду в вино – а они Ему плевок и заушения. Он исцелил множество больных – а сегодня Его бьют и издеваются. Он воскресил умерших – завтра Его за это сами распнут, как последнего преступника. Наш мир – мир лжи и обмана. По видом патриархов могут скрываться оккупанты, под видом спасателей – бандиты, под видом патриотов – предатели. Хуже всего, что и мы сами – непонятно кто. И наш сегодняшний праздник пытается нам в этом немного помочь и разобраться. С праздником всех вас, мои дорогие!

Знайшли помилку – виділіть фрагмент та натисніть Ctrl+Enter. Якщо хочете допомогти проекту – натисніть це посилання.